ГУ «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

 

 

Приложение 1

к приказу директора ГУ «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения» от «__».12.2023 №__

 

Антикоррупционная политика

Государственного учреждения

«Гродненский районный территориальный

центр социального обслуживания населения»

 

1. Понятие, цели и задачи антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика ГУ «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения» (далее - Центр) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Центра. Настоящая Антикоррупционная политика определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная политика Центра разработана в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон о борьбе с коррупцией), действующим законодательством Республики Беларусь.

Антикоррупционная политика отражает приверженность Центра и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения деятельности Центра, а также поддержанию репутации на должном уровне.

Целью Антикоррупционной политики является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Центре.

Центр ставит перед собой следующие цели:

1) сформировать у работников и иных лиц единообразие понимания антикоррупционной политики Центра о непринятии коррупции в любых ее формах и проявлениях;

2) минимизировать риск вовлечения Центра, его руководства и работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;

3) обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, которые могут применяться в Центре.

Задачами Антикоррупционной политики являются:

1) определение основных принципов противодействия коррупции;

2) методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции;

3) информирование работников о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

4) установление обязанности работников знать и соблюдать принципы и требования настоящей Антикоррупционной политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также мероприятия по предотвращению коррупции.

2.Понятия и определения

Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Коррупцией также является совершение деяний, перечисленных в ст. 25 и 37 Закона о борьбе с коррупцией.

В интересах проводимой профилактической работы к коррупции Центром причисляется коммерческий подкуп.

Коммерческий подкуп - получение работником юридического лица, не являющимся должностным лицом, либо лицом, выполняющим работы или оказывающим услуги индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу по гражданско-правовому договору, материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой или оказываемой услугой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентов, либо предоставление такого вознаграждения.

Противодействие коррупции - деятельность государственных органов и учреждений, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент - любое белорусское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Центр вступает в договорные отношения, за исключением трудовых.

Получение взятки - принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личные интересы работника (представителя Центра), его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение работником (представителем Общества) своих трудовых обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.

Близкие родственники - родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки работника Центра (представителя Центра).

Свойственники - близкие родственники супруга (супруги). В интересах противодействия коррупции Центрм к числу свойственников причисляются родители супруги (супруга) работника Центра (представителя Центра), в том числе усыновители (удочерители).

 Личная заинтересованность работника (представителя Центра) - заинтересованность работника (представителя Центра), связанная с возможностью получения работником (представителем Центра) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Коррупционный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Предупреждение коррупции - деятельность в рамках антикоррупционной политики Центра, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

3.Основные принципы антикоррупционной деятельности Центра

Антикоррупционная политика Центра основывается на следующих ключевых принципах:

- принцип соответствия Антикоррупционной политики Центра действующему законодательству Республики Беларусь и общепринятым нормам - соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Республики Беларусь, национальному законодательству Республики Беларусь;

- принцип личного примера руководства - ключевая роль руководства Центра в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции;

- принцип вовлеченности работников - информированность работников Центра о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;

- принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции - разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Центра, его руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Центра коррупционных рисков;

- принцип эффективности антикоррупционных процедур - применение таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят наиболее значимый результат;

- принцип ответственности и неотвратимости наказания - неотвратимость наказания для работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики;

- принцип открытости оказания платных услуг и ведения хозяйственной деятельности - информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Центре антикоррупционных стандартах оказания платных услуг и ведения хозяйственной деятельности;

- принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга - регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

4.Область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие

Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники Центра, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и другие лица, с которыми Центр вступает в договорные отношения.

Антикоррупционные условия и обязательства могут закрепляться в договорах, заключаемых Центром с контрагентами.

5.Должностные лица Центра, ответственные за реализацию антикоррупционной политики

Директор Центра отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

Ответственные за реализацию антикоррупционной политики определяются в локальных правовых актах Центра.

Задачи, функции, полномочия должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции:

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- разработка плана антикоррупционных мероприятий в Центре;

- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству;

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Центра;

- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Центра или иными лицами;

- иные задачи, функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящей Антикоррупционной политикой.

 6.Обязанности работников Центра, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Работники Центра в связи с исполнением своих трудовых обязанностей должны:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Центра или в личных интересах;

- воздерживаться от поведения, которое обоснованно может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения от имени Центра или в личных интересах;

- незамедлительно информировать непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, руководство Центра:

о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Центра или иными лицами;

о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

 7.Выявление и урегулирование конфликта интересов

Выявлению и урегулированию в Центре подлежат все случаи конфликта интересов, т.е. ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами Центра, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Центра работником.

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Центра является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных нарушений.

 8.Основные принципы управления конфликтом интересов в Центре

В основу работы по управлению конфликтом интересов в Центре положены следующие принципы:

- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Центра при выявлении каждого случая конфликта интересов и его урегулирование;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

- соблюдение баланса интересов Центра и работника при урегулировании конфликта интересов;

- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) Центром.

 9.Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами

В антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с контрагентами, есть два направления.

Первое - установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми организациями, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении приносящей доход деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.

Центр внедряет специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с клиентами и контрагентами. В самой простой форме такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, судебных разбирательствах, участия в коррупционных скандалах и т.п.

Второе направление антикоррупционной работы при взаимодействии с контрагентами заключается в распространении среди контрагентов, в том числе посредством размещения на официальном сайте, программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Центре. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут в соответствии с действующим законодательством включаться в договоры, заключаемые с контрагентами.

 10.Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных экономических процессов и хозяйственных операций в деятельности Центра, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Центра коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Центром.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Центра и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе.

11.Внутренний контроль

Система внутреннего контроля Центра призвана способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Центра. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра и обеспечение соответствия деятельности Центра требованиям нормативных правовых актов и локальных правовых актов.

Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Центра и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом Центр обращает внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:

- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ служащим, работникам контрагентов;

- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Центра или плату для данного вида услуг;

- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

- сомнительные платежи наличными денежными средствами.

12.Взаимодействие с работниками

Центр требует от своих работников соблюдения настоящей Антикоррупционной политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.

В Центре организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства о фактах коррупции, в том числе взяточничества. На имя руководителя могут направляться предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.

Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры для работников проводятся периодические информационные мероприятия в очной форме.

Центр заявляет о том, что ни одни работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии или иным способом ущемлен в положении), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.

Центр размещает настоящую Антикоррупционную политику в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики всеми контрагентами, своими работниками и иными лицами.

13.Ответственность за несоблюдение (ненадлежащее исполнение) требований Антикоррупционной политики

Центр, а также руководители и все работники должны соблюдать нормы антикоррупционного законодательства, установленные в том числе Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законом о борьбе с коррупцией, Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" и иными нормативными актами.

С учетом изложенного всем работникам строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки.

Директор и работники Центра независимо от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.

Лица, нарушившие требования Антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Центра, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

14. Заключительные положения

Антикоррупционная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности Центра. Директор Центра должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил, требований и процедур.

Антикоррупционная политика доводится до сведения всех работников Центра. Лица, принимаемые на работу, знакомятся с Антикоррупционной политикой под подпись. Обеспечивается возможность беспрепятственного доступа работников к тексту Антикоррупционной политики.  

поделиться в: